РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ НАД НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
12.04.2023

Любое явление может быть правильно понято и оценено лишь при условии его рассмотрения в процессе развития, т.е. следующих друг за другом во времени совокупности исторических связей, зависимостей и закономерностей. Не случайно, поэтому, историзм – это основополагающий принцип научного подхода к изменяющейся во времени, развивающейся действительности[1].

Следовательно, подход к исследованию незаконного оборота наркотиков как социально-правового явления должен учитывать конкретно-исторические условия его формирования с тем, чтобы выяснить причины возникновения, определить главные этапы развития, оценить современное состояние и сделать прогноз на будущее.

Анализ исторических источников свидетельствует о том, что в течение всего развития человеческой цивилизации в разные исторические периоды
и у различных народов всевозможные наркотические средства находили применение в религиозных обрядах, медицине и повседневном быту.

К культурно-историческому (традиционному) и медицинскому факторам наркотизации населения различных стран добавились затем географический и политический факторы.

Причем на протяжении последних столетий неоднократно возникала проблема злоупотребления наркотиками. В результате противодействия этому социальному явлению человечеством накоплен немалый опыт контроля над оборотом наркотических средств и их потреблением, которые являлись предметом регулирования обычного права, а позднее – и законодательства.

Традиции использования наркотических растений и веществ, изготовленных из них, уходят своими корнями в далекое прошлое. Некоторые из этих растений, например, снотворный мак, индийская конопля, листья коки, а также галлюциногенные грибы употреблялись с лечебной целью и при исполнении религиозных обрядов еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры[2].

Роль, которую играли наркотические растения и средства, изготовленные из них, обусловлена зависимостью от исторических особенностей, традиций и обычаев, географического положения, вероисповедания и ряда других факторов существования тех или иных народов.

Исторические факты о распространении наркотиков в мире
с древности до начала ХХ века

Вещества, изменяющие сознание, были известны и древним римлянам
и древним грекам. Греческая культура дала название препарату, приготовляемому из млечного сока засохших головок мака — слово «опиум» в переводе с греческого означает «сок».[3] Греческое слово «наркотикос» известно более двух тысяч лет и означает «приводящий в оцепенение». Считается, что впервые его употребил Гиппократ – выдающийся врач и мыслитель Древней Греции для описания сильнодействующих веществ, которые вызывают паралич или потерю чувствительности. Гиппократ использовал в своей практике лечебные свойства наркотических средств, в частности, опиума, считал его исцелителем боли, ценным медицинским препаратом в лечении различных заболеваний[4]. Теофраст использовал в своей практике опий под названием «mhcvnion». Диоскорид и Плиний также описывают производство опия, различая при этом «spsx», высушенный сок из коробочек мака, от «mhkwneton» – не столь сильнодействующего экстракта всего растения. Арабы, для которых опий отчасти служил суррогатом запрещенного им религией вина, распространили опий под наименованием «Afiun». В Европе, в средние века, опий в виде специально приготовленной кашки с большим содержанием его алкалоидов был известен под названием «Theriaka» или «Turiaga», но употребление его не было широко распространено. Злоупотребление опием как опьяняющим средством, по-видимому, впервые распространилось в Персии. В Санскрите нет названия для опия и на Востоке повсеместно приняты названия, производные от греческого «spsx»[5].

Но еще задолго до Гиппократа – более пяти тысяч лет назад, шумеры уже были знакомы со свойствами опийного мака. В раскопках того исторического периода найдены первые письменные упоминания о приготовлении и употреблении опиума.[6]

В культуре Древних Микен опий занимал весьма существенное место. Опийного мака в Микенах возделывали больше, чем пшеницы. Даже микенская богиня плодородия изображалась держащей в одной руке пучок пшеницы, а в другой – букетик маков.

Свидетельством применения гашиша в медицинских целях служит лечебник китайского императора Шэнь-нуна, отнесенный к третьему тысячелетию до нашей эры.[7]

Культ грибов, связанный с их галлюциногенными свойствами, был распространен на огромных территориях Северной Азии и в Центральной Америке. Существует гипотеза, что обожествляемый напиток ариев сома, пришедший в Индию с Севера, изготовлялся из грибов. Имеются исторические сведения о том, что викинги употребляли т.н. «священные грибы», которые помогали поднимать боевой дух и преодолевать страх смерти. Известны многочисленные петроглифы, изображающие людей-грибов, свидетельствующие о поклонении грибам древних народов Сибири. Сохранились культовые скульптуры «священных, божественных» грибов («псилоцибе»), которым поклонялись индейцы – ацтеки Мексики и Гватемалы[8].

В религиозных обрядах индейцев Центральной Америки использовались некоторые кактусы, обладающие наркотическими свойствами. Д. Бабоян так описывал обычаи древних жителей Мексики: "Участники, усевшись у костра, лихорадочно ожидали торжественной минуты, когда избранник богов, произнося молитву, раздавал куски кактуса, предохраняющие от зла и горестей. Как только заканчивался прием наркотика, примерно в середине ночи, оглушительно начинали бить барабаны, призывая развлекаться в знак благодарности богам"[9]. Некоторые другие исследователи также отмечали, что в доколумбовской Америке многие религиозные обычаи сочетались с употреблением наркотиков[10].

Южноамериканские индейцы оставили для истории человечества погребальные комплексы, изображавшие на стенах людей, жующих листья коки. Индейцы Южной Америки с давних времен в качестве возбуждающего и опьяняющего средства употребляли листья коки, считали их священными и приписывали им самые удивительные свойства[11]. Великие жрецы совершали богослужения, жуя коку, и никто не мог приблизиться к месту совершения религиозных культов без традиционного комочка коки во рту[12]. При колонизации Америки европейцы открыли для себя кокаиновый                куст – кустарниковое растение Erythroxylon Coca, обратив внимание, что туземцы жевали листья коки для снятия усталости и притупления чувства голода. Впоследствии из этого растения добыт алкалоид кокаин, нашедший весьма обширное применение в медицине, благодаря его свойству парализовать болевую чувствительность. В XVIII веке кокаиновый кустарник был завезен в Европу.

У народов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии широкое распространение получило курение опиума и гашиша с целью наркотического опьянения. По мнению И.В. Стрельчука: "Опиофагия является одной из древнейших и распространенных наркоманий, наибольшее распространение курение опиума имело в странах Востока (Иран, Афганистан и др.)."[13]

Традиционным в Средней Азии и южных областях Казахстана является возделывание мака для изготовления опия, а также наркотического отвара (кокнар или кукнар), который употребляют в качестве успокаивающего, тонизирующего средства и лекарства от различных заболеваний[14].

Давнюю историю имеют корни происхождения гашишизма в Средней Азии. Исследуя эту проблему, Л.В. Анцыферов писал: "В дореволюционное время во всех населенных областях Средней Азии, в любой почти мелкой лавочке или "чайхане" (чайной) можно было приобрести анашу (гашиш – примеч. автора), ее не только продавали, но ею любезно угощали посетители чайханы друг друга также, как европейцы – папиросами. По официальным данным за 1880 г., на каждых 100 коренных жителей приходилось 4 привычных гашишиста"[15].

Из некоторых исторических источников можно почерпнуть данные о том, что злоупотребление наркотиков целенаправленно насаждалось некоторыми правителями для полного подчинения многих людей своей воле и использования их в качестве средства достижения политических целей.

Так, в ХI веке в Персии существовал особый военно-религиозный орден "ассасины" (название возникло по созвучию от арабского слова "гашишим" и французского слова «assasin» – «убийца»). Правитель Каирского Халифата и глава этого ордена Хасан-Саба с помощью фанатиков- ассасинов держал в страхе всю средневековую Европу. Перед каким-либо отчаянным предприятием Хасан-Саба с помощью гашиша (наркотическое средство, получаемо из смолы и пыльцы женских соцветий конопли) приводил своих подчиненных к полному повиновению. Опьяненные чувственными наслаждениями, надеясь обрести после смерти радости, внушенные в наркотических грезах, ассасины бесстрашно шли на верную гибель. Орден ассасинов просуществовал до 1256 г. и был уничтожен в результате нашествия монголо-татарских орд[16].

Из повествования древнегреческого историка Геродота следует, что жившие на территории Кавказа племена массагетов собирали плоды с особых деревьев, разжигали костер и бросали эти плоды в огонь. Затем усаживались толпой вокруг костра и вдыхали запах сжигаемых плодов, от чего «приходили в состояние опьянения, подобно тому, как эллины пьянеют от вина». Причем чем больше бросали в костер плодов, тем сильнее людей охватывало опьянение, после чего они вскакивали, пускались в пляс и пели песни[17].

Метрополии с целью извлечения максимальной выгоды зачастую целенаправленно расширяли в своих колониальных владениях выращивание наркотикосодержащих растений и развивали активную торговлю изготовленными из них наркотиками. Помимо извлечения прямой экономической прибыли от их продажи, наркотики при этом уже довольно давно выступали в качестве одного из средств покорения и колонизации народов. К примеру, Англия использовала колониальную Индию как плацдарм для выращивания и экспорта в другие страны опийного мака.

До осуществления этой политики в Индии культура мака первоначально упрочилась в Мальве. В начале XVI в. опий в Индии был весьма дорог и значительная часть его экспортировалась в Китай в качестве лекарственного средства. В самой Британской Индии, где до этого весьма сильно было распространено курение препаратов конопли, потребление опия также получило широкое распространение, но не в виде курения, а в виде еды.

Курение опия вошло в Китае в традицию лишь во второй половине XVII века. Способствовало распространению в Китае опиокурения то обстоятельство, что Английская остиндская компания монополизировала промышленное производство опия в Бенгалии, а с 1773 г. стала ввозить опий в Китай в постоянно возраставших количествах. Пропорционально ввозу опия, потребление наркотиков с каждым годом возрастало в Китае до огромных размеров[18].

В последние три-четыре столетия в связи с развитием мореходства, торговли и колониальной экспансии наркотики стали проникать в регионы мира, где они до той поры не были известны. Постепенно размываются исторически сложившиеся границы определенных регионов мира, где традиционно использовались те или иные наркотические средства.

Во второй половине Х1Х века производство опия велось достаточно широко в Малой Азии, Персии, Индии и Китае, а в небольших размерах – в Египте и в Европейской Турции. Кроме того, опий в основном для местных нужд добывался во многих местностях Европы (в Вюртемберге, на Рейне, в Силезии, под Берлином, в Австрии, Франции), а также в Алжире, Северной Америке и Австралии. Уже в то время в Малой Азии мак разводился преимущественно мелкими земледельцами, которые в совокупности производили из него опия в количестве около 300000 кг в год. Большая часть произведенных наркотиков поступала в торговлю через Смирну и Константинополь. Малоазиатский опий продавался в виде сплюснутых или почти шарообразных лепешек весом до 0,75 кг или реже – брусков весом в   1-3 кг. и пользовался наибольшим спросом. Итальянское консульство в Тегеране отмечало поразительно быстрый рост производства опия в Персии, где оно в конце Х1Х века вытесняет даже производство зернового хлеба, который вследствие этого дорожает. Главными центрами производства опия в Персии являлись Испагань (Исфахан), Иезд и Шираз. Из Персии опий вывозился в Китай и Лондон через порты Персидского залива (главным образом через Бушир). Стоимость экспорта опия определялась в 20 миллионов кран в год[19].

Обеспокоенное тотальной наркотизацией населения китайское правительство в 1820 г. запретило ввоз опия, но это привело лишь к организации англичанами контрабандной торговли им. Китайские власти оказывали отчаянное сопротивление политике Англии, стремясь ограничить ввоз наркотиков в страну. Однако все попытки преодолеть конфликт между державами не увенчались успехом, а лишь привели к двум так называемым опиумным войнам в 1839-1842 и 1856-1860 гг. между Китаем с одной стороны, Англией и Францией - с другой. Военное поражение в этих войнах дорого обошлось Китаю, так как в соответствии с условиями мира Англия и Франция наводнили эту страну опием, а население Китая почти на целое столетие погрузилось в наркотический сон[20].

После второй «опиумной войны» китайское правительство, в силу тянь-цзиньского договора 1858 г. официально допустило ввоз опия, который затем был урегулирован чжи-фуской конвенцией 1870 г., дополненной протоколом 1885 г. В силу последнего, в Китае при ввозе опия взимался сверх таможенной пошлины лишь однократный заставный акциз, высший размер которого устанавливался этим договором. Внутри страны торговлей опием было разрешено заниматься лишь китайцам. С 1853 г. началось производство опия и в самом Китае, в количестве 20-30 тысяч ящиков (по 68 кг) в год[21].

Только в первой половине ХХ века после революции в Китае было запрещено выращивание опийного мака и немедицинское потребление опия. В результате принятых в течение нескольких десятилетий мер удалось подавить наркоэпидемию[22].

Недальновидная политика метрополий, которая строилась на расчетах локализовать распространение наркотиков в рамках колоний, себя не оправдала. К началу ХХ века опиомания разошлась по многим странам Азии и постепенно проникла в Западную Европу. Европейские народы, издавна применявшие алкоголь для достижения эйфории, все шире стали использовать такие наркотические средства, как гашиш, кокаин, опий и др.

В частности, в Англии злоупотребление опиатами стало тормозом для нормальной работы промышленных предприятий. В прямой связи с ростом потребления опиума заметно падала производительность рабочих крупных текстильных фабрик, вынуждая британское правительство прибегать к ограничительным мерам[23].

Начало распространения потребления курительного опия в Англии относится к 1840-м гг. и, по всей видимости, не случайно совпало с усилением общественного движения в пользу трезвости и с принятыми антиалкогольными законами. Тогда, вследствие ограничения на продажу алкоголя, рабочие Англии нашли ему замену в опиумных таблетках, производство и продажа которых начали процветать. Нарастающее употребление опиума в Англии вынудило правительство Гладстона в 1893 г. создать специальную Королевскую комиссию по расследованию.

В то же время во Франции возрастали масштабы употребления продуктов коноплигашиша. Главными потребителями явились литераторы, которые в 1830 – 1840-х гг. создали "Клуб гашишеедов"[24], в который входили Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Гюстав Флобер и другие известные писатели, поэты, актеры. Они не только сами употребляли гашиш, но и воспевали состояние наркотического опьянения в своих произведениях как способ расширения сознания, полета фантазии и раскрепощения. Вслед за ними общества наркоманов создавали и в других странах. Гашиш настолько быстро распространился в парижском обществе, что во время восстания 1848 года студенты прошли по улицам с плакатами, требуя свободной продажи конопли.

В Северной Америке, если не принимать в расчет традиционно потребляющих опий китайских поселенцев, курение опия среди прочего населения получило значительное распространение с начала 1870-х гг., а уже начиная с 1876 г. опиокурение все чаще отмечалось в крупных городах восточной части США – Чикаго, Сент-Луисе, Нью-Оpлеане и несколько позднее в Нью-Йорке. К началу ХХ века в Соединеных Штатах едва ли существовал хоть один город, где не было бы курильщиков опия и специальных опиокурилен[25].

Многие народы, населяющие современную территорию российского государства, с древнейших времен применяли более ста различных наркотиков, которые получали из травянистых растений, мхов, ягод, грибов и т.п. Еще в дохристианскую эпоху ведуны и волхвы (языческие жрецы) использовали наркотические средства в лечебных или ритуальных целях и следили за тем, чтобы люди не злоупотребляли этим "зельем". Выращивание огородного мака (мак снотворный – Papaver somniferum L.) в нашей стране – традиция, сложившаяся еще в XI веке[26]. Кроме культурных сортов широко распространен мак-самосейка (P. rhoeas L.)[27], засоряющий луга, поля и приусадебные участки. Всего же на территории нашей страны произрастает свыше 30 видов растений семейства маковых (Papaveraceae). Способность незрелых коробочек («головок»), цветков и стеблей этих растений определенным образом воздействовать на психику уже тогда использовалась в народной медицине в качестве болеутоляющего, успокающего и снотворного средства, а также от укусов насекомых, желудочных болезнях, потливости и некоторых других недугах[28].

Широко применялась на Руси и конопля (Cannabis sativa L.) – наркотикосодержащее растение семейства тутовых (Moraceae). В разных регионах страны это растение называли «конопель», «моченец», «дерганцы»
и использовали как в народной медицине (семена, цветки и листья) для лечения целого ряда различных болезней, так и в качестве текстильной и масличной культуры[29].

Историческая картина распространения наркотиков на территории Российской Федерации может быть дополнена тем обстоятельством, что у народностей Крайнего Севера, где растительный мир очень беден, наркотическое одурманивание традиционно достигалось использованием отвара или жеванием сушеных мухоморов[30].

Осмысливая условия и причины бурного распространения наркотизма в последние столетия, как в метрополиях, так и колониальных странах, можно сделать обобщающий вывод, что это социальное явление во многом было связано с наличием традиций потребления наркотических средств, а также политической волей правящей верхушки отдельных государств. Однако этот вывод далеко не полностью объясняет причины зарождения и распространения наркотизма.

Определенное значение в распространении тех или иных наркотиков, а также способов их употребления в последние полтора столетия имели некоторые достижения науки и техники. Так, курение опия и каннабиса началось после того, как в ХYI-XYII веках в Европе получило известность табакокурение. Внутривенное впрыскивание опиатов стало применяться только с техническим изобретением иглы для инъекций в 40-х годах XIX века.

История наркотизации в Российской Империи

Начало медицинского применения наркотиков в России историки связывают с открытием в 1581 г. в Москве первой царской аптеки. Из переписки между английской королевой и Иваном Грозным известно, что  царь обратился к английской королеве за помощью в создании современной дворцовой медицинской службы,[31] т.е. придворной аптеки. Аптекарь – англичанин Джеймс Френч привез в числе прочих лекарств и опиум. Традиционно он применялся как обезболивающее при хирургических вмешательствах и серьезных ранах, позже им лечили душевнобольных и "горьких пьяниц".

В начале ХIХ века в России появляется только что изобретенный морфий. А русский врач, физиолог и фармаколог Василий Анреп предлагал использовать для местного обезболивания кокаин. Вследствие этого после многочисленных войн возникали волны лекарственной наркомании – среди раненых, получавших обезболивание и среди врачей, испытывавших действие новых препаратов на себе. Начиная с XIX века морфий, а затем и кокаин широко и без особых формальностей использовались в медицинской практике для лечения головной и зубной боли, насморка и т.п. Опасность указанных и некоторых других наркотических средств была осознана российским обществом только после того, как примерно с середины прошлого века на территории Российской Империи злоупотребление наркотиками получило довольно широкое распространение.

Еще один очаг наркотизма находился на самой дальней окраине Российской Империи – в Приморье. После освоения Россией территорий Амурской области и Приморского края Российское правительство столкнулось с проблемой массового курения опиума и значительным объемом его контрабанды с территории Китая. Политика борьбы с распространением опия и гашиша, проводимая китайским государством, отличалась от российской. Дело в том, что в Китае производить и распространять наркотики запрещалось лишь иностранцам, но не местным жителям. В то же время российские власти своими репрессивными мерами в отношении собственных граждан, производящих наркотики, создали объективные предпосылки для увеличения производства наркотиков за рубежом, с целью их последующей контрабанды в Россию. Предпринятые внешнеполитические шаги позволили заключить Ливадинский договор     1881 года, существенно ограничивающий возможности производства наркотиков в китайском Туркестане. Однако, несмотря на это контроль за оборотом наркотиков и в России, и в Китае продолжал оставаться неэффективным[32].

Курительный опий в конце Х1Х века составлял главный предмет значительной контрабандной торговли персидского Харассана с Закаспийской областью, Бухарой и Хивой. Судя по сообщению российского консульства в Харассане, производство и увеличение потребления опия населением Персии повлекло распространение его и в соседних областях России[33]. О ситуации на персидской границе можно судить по официальному донесению департамента иностранных дел Российской Империи о том, что только в 1904 г. из Персии контрабандным путем ввезено 26881 пудов опиума на сумму почти 2,5 миллиона рублей, а в 1905 г. ввоз наркотиков увеличился в 20 раз. Даже Китай и Турция – главные рынки персидского опиума получили наркотиков меньше, чем Россия[34].

Принимая во внимание тот факт, что в Российской империи наркопотребление практически не контролировалось государством, маргинализацию общества и влияние парижских богемных течений, моду на декаданс, утонченный разврат, подчеркнутую мрачность и самоубийства, применение морфия, опия и кокаина распространилось на писателей, поэтов, артистов, аристократов, чиновников, гимназистов и другие социальные группы.

В период новой экономической политики (НЭП) на первое место по распространенности и популярности среди населения вышел кокаинизм. К тому времени кокаин перестал быть «наркотиком для богатых». Александр Вертинский вспоминал: «Кокаин был проклятием нашей молодости»[35]. Поэт смог избавиться от наркозависимости лишь после изнурительно труда медбратом в санитарном эшелоне в годы Первой мировой войны. Совершив более 35 тысяч перевязок раненым, он возвратился в Москву исцелившимся человеком.

Ни за употребление, ни за распространение кокаина наказания не предусматривалось. Он свободно продавался в аптеках в качестве лекарственного средства, в основном как анестетик. Многие лекарственные средства, содержащие кокаин, использовались в травматологии, гинекологии, стоматологии, офтальмологии, отоларингоринологии и рекламировались как средства практически против всех заболеваний, так или иначе связанных с болью. Богема принимали таблетки для стимулирующего действия в поисках вдохновения, а военные – в окопах Первой мировой войны.

И, тем не менее, в отличие от людей высшего света и богемы, проблема наркотиков не проникла в массы простого населения – среду крестьян, рабочих, мещан и мелких служащих. В конце XIX века в Российской империи зарождается антинаркотическое законодательство. Несмотря на то, что свод уголовных законов той эпохи все еще отличался либеральностью к правонарушителям в сфере использования наркотиков, в нем можно обнаружить несколько правовых норм, имеющих отношение к обороту наркотических средств: «О воспрещении жителям Туркестанского края приготовления и продажи наркотических веществ» (1880 г.), «О списках ядовитых и сильнодействующих веществ» (1879 г.), «О кокаине, отравлении им и воспрещении продажи без рецепта» (1893 г.), Закон «О запрещении посевов опийного мака» (1892 г.).[36]

В 1915 г. в Российской Империи принят Указ «О мерах по борьбе с опиумом». Действие этого Указа было ограничено территориями Приамурского генерал-губернаторства и Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторства. Этим Указом в российское уголовное право введены такие понятия, как «хранение, приобретение и перевозка наркотиков»[37].

В Уголовном уложении была лишь одна статья, которая имела отношение к наркотикам – «О контрабанде». Однако за контрабанду гашиша судили совершенно так же, как, например, за контрабанду рыбы, не делая разницы между предметами.[38]

Медицинские исследования, подтверждающие опасность наркотиков, научные работы, изучающие феномен зависимости, законодательство в отношении психоактивных веществ появились гораздо позже. Но уменьшение социальной напряженности в обществе и относительная экономическая стабилизация, снижение уровня безработицы, преступности, бродяжничества и безнадзорности детей, укрепление государственных границ, создание таможенной службы и ужесточение фармацевтического контроля постепенно способствовало снижению распространения наркомании.

 

 




[1] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1997, Изд. Дом «ИНФРА-М», С. 170.


[2] См.: Стрельчук И.В. Наркомания. БСЭ, 2-е изд., Т. 29, С. 130.


[3] Расторгуев Д. В. Опиум в современной жизни и гомеопатии


[4] См.: Бабоян Д. Путевка в ад. М., 1974. С.104.


[5] Copke. The seven sisters of sleep. London, 1860; Vignet. Etude sur l'opium. Paris, 1875; Held. Les alcaloides de l'opium. Paris, 1895.


[6] Исаев, Игорь В поисках забвения. Всемирная история наркотиков 2000

 


[7] Дафтари Ф. Краткая история исма'илизма: Традиции мусульманской общины


[8] См.: Дэвлет М.А. Пляшущие человечки // Природа. 1976. N 9. С.115-123; Захаров И.А., Касперавичус М.М. Грибы в мифах и обрядах (Краткий очерк этномикологии) // Микология и фитопатология. 1981. Т.15. N 1. С.66-71; Захаров И.А. Культ грибов // "Природа", 1996. N 8. С. 48-49; Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., «Медицина», 1991, С. 183.


[9] См.: Бабоян Д. Путевка в ад. М., 1974. С.104.


[10] См.: Лев-Старкович З. Секс в культурах мира. М., Мысль, 1991, С. 37.


[11] См.: Кутанин М.П. Хронический кокаинизм. М., Отд. отт. изд. Тр. Психиатрич. клиники Императ. московского ун-та, 1915. С. 2.


[12] См.: Бабоян Д. Указ. работа. С. 92.


[13] Стрельчук И.В. Опиофагия. БСЭ, 2-е изд., Т. 31, С. 67-68.


[14] Кувшинников А., Шестинский Е. От грядки до притона // Неделя, 1988, № 32, С. 14.


[15] Анцыферов Л.В. Указ. работа. С. 10-11.


[16] См.: Анцыферов Л.В. Гашишизм  в Средней Азии. Ташкент, 1934, С. 28-29; Гекерторн Ч.У. Тайны истории. М., "Терра", 1995. С. 478.


[17] Историки античности. Клио. Кн.1. Геродот. М., «Правда». 1989. С.114-115.


[18] Лях Т.В. Правовые и социологические вопросы профилактики алкоголизма и наркоманий // Преступность и ее предупреждение. Л., 1971. С. 34.


[19] “Moniteur officiel du commerce”, 1897, № 734.


[20] Нахас Г.Г. Нет легальным наркотикам // Ридерз Дайджест, 1994. N 3.


[21] Wiselius. De opium in Nederlandsch-en in Britisch-Indie. Гаага, 1865.


[22] См.: Ефимов Г.В. Англо-китайская война. БСЭ, 3-е изд. Т. 1, С. 594.


[23] Бабоян Д. Указ. работа. С. 113.


[24] Бодлер, Шарль, Готье, Теофил. «Искусственный рай. Клуб любителей гашиша», 1846

 


[25] Ср. Christlieb. Der indo-britische Opium-handel. Гютерсло, 1878; Kane. Opium-smoking in America andl China. Hью-Йорк, 1881.


[26] Большая Советская Энциклопедия. 1974, Т. 1, С. 668.


[27] Растения, применяемые в быту. М., МГУ, 1966, С. 197.


[28] Попов А.П. Лекарственные растения в народной медицине. Киев, «Здоров,я», 1968, С. 143-144.


[29] Там же. С. 102-103.


[30] См.: Львов Н. Наркотические растения. БСЭ, 1-е изд., Т. 41, С. 166.


[31] Татьяна Жарикова. Наркотики на Руси, 2013

 


[32] См. Меретуков Г.М. Наркомания в дореволюционный период России и причины ее возникновения. М., ГИЦ МВД России, вып.15, С. 2-3.


[33] Вестник Финансов, 1897, № 5.


[34] См.: Веденский П. Торговля Персии в 1904-1905 гг. / Сборник консульских донесений. СПБ, 1906, 9-й Вып. 1-4, С. 350.


[35] Наркотики в окопах и в тылу Первой мировой. Борис Калачев, 2014

 


[36] Свод законов Российской империи, начало XVIII века


[37] См.: Наркомания в дореволюционной России (из архива)//Вестник МВД России, 1998, №4, С. 112.


[38] Уголовное уложение Российской империи 1903 г.